ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа ОДБ 11 «Обществознание» предназначена для изучения обществознание в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж», на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФИРО РАНХиГС, в качестве примерной программы для реализации основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

Ø   воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

Ø   развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

Ø   углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

Ø   умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

Ø   содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

Ø   формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

Ø   применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППКРС по профессии: 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

Учебная дисциплина «Обществознание» основана на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.

Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.

На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.

             В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они получают достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.

Содержание учебной дисциплины «Обществознание» разработано в соответствии с технологическим профилем, в рамках которого студенты осваивают профессию 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей». Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

 

 

.


 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ «КБАДК» учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле под индексом ОДБ.11 учебного плана с получением среднего общего образования по ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей».

             В учебном плане ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессии технологического профиля.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

Л1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

М1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

П1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П2владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений    и процессов;

П6владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

               На основании протокола № 9 от 19.05.21г заседания ЦМК общеобразовательных и гуманитарно-экономических дисциплин определены следующие цели и задачи воспитания и личностные результаты в рамках изучения дисциплин в соответствии с программой воспитания:

Ø  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по обществознанию с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

Ø  формирование поликультурной толерантной среды в условиях учебного процесса, воспитание корректного и адекватного поведения по отношению как национальной, религиозной, этнической, социальной, половой принадлежности студента, так и особенностям его внешнего вида, интересов, увлечений и привычек. Привитие уважения к своей культуре и культуре других народов, путём создания благоприятных условий межличностного, межнационального, формального и неформального общения.

Ø  воспитание на уроках обществознания толерантного отношения между студентами (в том числе и к студентам с ОВЗ), формирование чувства товарищества и коллективизма.

Ø  формирование у студентов культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья, навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровье сберегающими технологиями в процессе обучения на уроках обществознания.

Ø  формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, ценностями мировой цивилизации приобретение информационной культуры в процессе овладения компьютерной грамотностью с использованием русской речи.

Ø  формирование непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма, отношения к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую и националистическую направленность.

Ø  ориентация студентов на конструктивный диалог, овладение общественными идеями в процессе их всестороннего общения и включения в многообразную деятельность по усовершенствованию окружающей действительности.

 

ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.        

ЛР6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.  

ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.     

 

Формы и методы контроля

Рубежный контроль (1 семестр)

Тестирование (разноуровневые задания)

Итоговый контроль

Компьютерное тестирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» включающей экономику и право, в пределах освоения ППКРС 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» технологического профиля, максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет -173 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 173 час; практической работы обучающегося – 20 часов.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Вид учебной работы

Количество часов

Аудиторные занятия. Содержание обучения

Технологический профиль

Профессия 23.01.17

Введение

2

1. Человек. Человек в системе общественных отношений

30

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

20

1.2. Духовная культура личности и общества

2

1.3. Наука и образование в современном мире

4

1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

4

2. Общество как сложная динамическая система

14

2. 1. Общество как система.

4

2. 2. Общество и природа.

2

2. 3. Многовариантность общественного развития.

2

2. 4. Типы общества.

2

2.5. Цивилизация и формация.

2

2. 6. Процессы глобализации

2

3. Экономика

34

3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

8

3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Контрольная работа.

12

3.3. Рынок труда и безработица

10

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

4

4. Социальные отношения

30

4.1. Социальная роль и стратификация

8

4.2. Социальные нормыи конфликты

12

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

10

5. Политика

22

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

10

5.2. Участники политического процесса

12

6. Право

40

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

10

6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

16

6.3. Отрасли российскогоправа

14

Итоговый контроль

1

Итого

173

 из них практических работ

20

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Всего

173