Контакты:
- Наргиза Шахваладовна КундетоваПреподаватель
- Алена СеноваПреподаватель
- Асият Хазритовна ЦримоваПреподаватель
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ОДБ 14 «Обществознание» предназначена для изучения ОДБ 14 обществознания в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж» (далее – ГБПОУ «КБАДК»), на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» на базе основного общего образования.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФИРО РАНХиГС, в качестве примерной программы для реализации основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Содержание программы учебной дисциплины «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
Ø воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
Ø развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
Ø углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
Ø умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
Ø содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
Ø формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
Ø применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ по специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Учебная дисциплина «Обществознание» основана на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое внимание уделяется знаниям о современном российском обществе, проблемах мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор содержания учебной дисциплины осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация содержания учебной дисциплины «Обществознание» предполагает дифференциацию уровней достижения студентами различных целей. Так, уровень функциональной грамотности, может быть, достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично развивающейся, самоорганизующейся системы.
В процессе освоения учебной дисциплины у студентов закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина. При этом они получают достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Содержание учебной дисциплины «Обществознание» разработано в соответствии с социально-экономическим профилем, в рамках которого студенты осваивают специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Изучение обществознания завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППССЗ 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная дисциплина «Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ «КБАДК» учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле под индексом ОДБ 14 учебного плана с получением среднего общего образования по ППССЗ 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
В учебном плане специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» учебная дисциплина «Обществознание» входит в состав общеобразовательных, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальности социально-экономического профиля.
.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
Л1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
Л3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
Л4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
Л5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Л7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
М1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
М2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
М3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
М5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
М6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
М7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
• предметных:
П1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
П2владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
П3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
П4 сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
П5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
П6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
П7 сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
На основании протокола № 9 от 19.05.21г заседания ЦМК общеобразовательных и гуманитарно-экономических дисциплин определены следующие цели и задачи воспитания и личностные результаты в рамках изучения дисциплин в соответствии с программой воспитания:
Ø развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по обществознанию с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
Ø формирование поликультурной толерантной среды в условиях учебного процесса, воспитание корректного и адекватного поведения по отношению как национальной, религиозной, этнической, социальной, половой принадлежности студента, так и особенностям его внешнего вида, интересов, увлечений и привычек. Привитие уважения к своей культуре и культуре других народов, путём создания благоприятных условий межличностного, межнационального, формального и неформального общения.
Ø воспитание на уроках обществознания толерантного отношения между студентами (в том числе и к студентам с ОВЗ), формирование чувства товарищества и коллективизма.
Ø формирование у студентов культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья, навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровье сберегающими технологиями в процессе обучения на уроках обществознания.
Ø формирование постоянного стремления к обогащению современными научными знаниями, ценностями мировой цивилизации приобретение информационной культуры в процессе овладения компьютерной грамотностью с использованием русской речи.
Ø формирование непримиримого отношения к проявлениям экстремизма и терроризма, отношения к модным молодежным течениям, имеющим экстремистскую и националистическую направленность.
Ø ориентация студентов на конструктивный диалог, овладение общественными идеями в процессе их всестороннего общения и включения в многообразную деятельность по усовершенствованию окружающей действительности.
ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих.
ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
ЛР6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.
Формы и методы контроля |
|
Рубежный контроль (1 семестр) |
Тестирование (разноуровневые задания) |
Итоговый контроль |
Компьютерное тестирование |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание», в пределах освоения ППССЗ 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» социально-экономического профиля, максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет – 78 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося, включая практические занятия – 78 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы |
Количество часов |
Аудиторные занятия. Содержание обучения |
Социально-экономический профиль Специальность 40.02.01 |
Введение |
2 |
1. Человек. Человек в системе общественных отношений |
20 |
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества |
14 |
1.2. Духовная культура личности и общества |
2 |
1.3. Наука и образование в современном мире |
2 |
1.4.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры |
2 |
2. Общество как сложная динамическая система |
14 |
2. 1. Общество как система. |
4 |
2. 2. Общество и природа. |
2 |
2. 3. Многовариантность общественного развития. |
2 |
2. 4. Цивилизация и формация. Контрольная работа. |
4 |
2.5. Процессы глобализации. |
2 |
3. Социальные отношения |
24 |
3.1. Социальная роль и стратификация |
4 |
3.2. Социальные нормы и конфликты |
10 |
3.3. Важнейшие социальные общности и группы |
10 |
4. Политика |
16 |
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе |
6 |
4.2. Участники политического процесса |
10 |
Итоговый контроль |
2 |
Итого |
78 |
из них практических занятий |
20 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
1 |
Консультаций 4 |
|
Всего |
83 |