Contacts:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа  общеобразовательной учебной дисциплины  «Родной  (Кабардинский язык и литература)» предназначена для изучения родного языка и литературы в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении  «Кабардино-Балкарский автомобильно-дорожный колледж» (далее ГБПОУ «КБАДК») в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих  профессии  09.01.02 «Наладчик  компьютерных сетей».

Программа  разработана на основе требований ФГОС среднего  общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной (Кабардинский  язык и литература)», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования, с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р, и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)».

Реализация программы Родной «Кабардинский язык и литература» обеспечит овладение:

 1. умением выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам, строить развернутые аргументированные устные и письменные высказывания;

 2. навыком анализа текста художественного произведения (тема, идея, проблематика произведения, стилистическое и речевое своеобразие текста, подтексты);

 3. умением определять стратегию своего чтения (медленное чтение с элементами комментирования; комплексный анализ художественного текста; сравнительно-сопоставительное (компаративное) чтение и др.);

 4. умением делать читательский выбор;

 5. умением самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.).

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) профессии: 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей».

Программа предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса кабардинского языка на ступени общего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Родной «Кабардинский язык и литература» (базовый уровень)

 

 Родной (кабардинский) язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание курса «Родной (кабардинский ) язык и родная(кабардинская) литература» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (кабардинский) язык и родная (кабардинская)  литература» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса Родной «Кабардинский язык».

Программа объединяет содержание двух учебных предметов: кабардинский язык и кабардинская литература, и предъявляет единые требования к их усвоению. Интеграция обусловлена общим стратегическим значением учебных предметов: родной язык и литература как часть национальной культуры – важнейшее средство формирования этнокультурной идентичности.

Интеграция предметов продиктована также общностью основной единицы обучения, которой является текст как явление культуры, как единица языка и как результат коммуникативной деятельности. Изучение языка и литературы в единстве позволяет глубже воспринять авторскую идею текста, вооружает старшеклассников знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования этических и эстетических качеств художественного текста.

Таким образом, все виды деятельности, предусмотренные в рамках освоения курса, прежде всего направлены на повышение культуры чтения, через культуру чтения – развитие речевой культуры, совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов позволяет разнообразить деятельность обучающихся, активизировать их внимание, повышает творческий потенциал личности, мотивацию к успешному усвоению учебного материала, воспитывает интерес к занятиям при изучении кабардинского языка.

Реализация содержания учебной дисциплины «Родной (Кабардинский язык и литература)» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса кабардинского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Родной (Кабардинский язык и литература)» для ГБПОУ «КБАДК» обладает самостоятельностью и цельностью.

            Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Родной (Кабардинский язык и литература)» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ППКРС  09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина Родной «Кабардинский язык» является учебным предметом обязательной предметной области Родной «Кабардинский язык и литература» ФГОС среднего общего образования.

Учебная дисциплина Родной«Кабардинский язык» изучается в общеобразовательном цикле ГБПОУ «КБАДК» на базе основного общего образования с получением среднего общего-образования (ППКРС) для студентов профессии 09.01.02 «Наладчик компьютерных сетей».

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Освоение содержания учебной дисциплины Родной «Кабардинский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

 Л1 - воспитание гражданина и патриота;

Л2 - приобщение обучающихся через изучение кабардинского (родного) языка и балкарской (родной) литературы к ценностям национальной культуры;

Л3 - принятие гуманистических ценностей, утверждаемых лучшими произведениями отечественной литературы;

Л4 - формирование основы собственного речевого стиля

предметных:

 Л5 - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Л6 - формирование представления о литературе как художественной модели мира (на материале произведений отечественной литературы).

Л7 - формирование речевой культуры, коммуникативных умений в социально-культурной и учебно-научной сферах общения;

Л8 - расширение знаний о стилистических ресурсах кабардинского языка, об основных нормах кабардинского литературного языка;

Л9 - развитие умения точно и свободно выражать мысли и чувства разными способами в соответствии с условиями и сферой речевого общения;

Л10 -развитие навыков смыслового и эстетического анализа текстов на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от текстов других функциональных стилей (научного, официально-делового, публицистического), понимания специфики использования языковых средств в текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, в том числе в художественных текстах;

            метапредметных:

М1 - развитие умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; осознавать художественную картину жизни, нарисованную в литературном произведении, в единстве интеллектуального осмысления и эмоционального восприятия;

М2 - выявление позиции автора и аргументирование своего мнения по поводу прочитанного;

М3 - оформление его словесно в устных и письменных высказываниях, расширяя жанровый диапазон сочинений и устных выступлений.

 

предметных:

П1 − сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

П2 − владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

П3 − владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

П4 − владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

П5 − сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;

П6 − способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

П7 − владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

П8 − сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.